Творческая деятельность
Для творческой деятельности, как отмечалось выше, благотворны положительные эмоции, на это указывают и результаты исследований, проведенных в Институте биологической физики . При возникновении положительных эмоций общий уровень возбуждения центральной нервной системы человека крайне низок, она становится гибкой и открытой для новых впечатлений. Поэтому важно создавать для процесса творчества комфортную среду, которая складывается из различных факторов: достаточной освещенности рабочего места, спокойного цветового фона, музыкального наполнения, обонятельных и сенсорных ощущений. И наоборот, отрицательные эмоции делают нервную систему более жесткой и способной к решительным действиям. В жизни творческому человеку очень часто приходится решительно отстаивать свои взгляды и убеждения. Так, архитектор, спроектировав здание, должен убедить заказчика в своем решении, пройти длительный путь согласований и довести проект до строительства. Следует также отметить, что, по глубокому убеждению психолога А. Н. Соколова, огромное значение в позиции человека имеет его внутренняя речь, она является важнейшим механизмом мышления. Внутренняя речь позволяет не только осмыслить содержание и сущность познаваемого явления, но и демонстрировать образец дивергентного, или гибкого, мышления. Такое мышление характеризуется способностью видеть один и тот же объект в различных аспектах и ситуациях, невзирая на то, что в архитектуре и искусстве не все доступно пониманию и словесному выражению.
Если принять во внимание словесные ассоциации, связанные с предметом, объектом, природным явлением, то они прежде всего передают определенные представления и чувства, которые затем выражаются графическим или живописным языком. Информация, содержащаяся в слове, нередко истолковывается по-разному, вследствие чего в нашем воображении возникают неполные или неверные представления. Ассоциации осознаются как постоянные и переменные особенности любого предмета. Благодаря способности изображения вызывать в нашем воображении наглядные представления художник заставляет активно включать и наше сознание, потому что любая фантазия имеет предметную основу. А форма предмета всегда содержит в себе оценочно-ассоциативный аспект.