Сфера профессионального обучения
Если принять во внимание этот аспект в сфере профессионального обучения, то, как мы видим, важнейшей задачей обучения является развитие эмоционального, чувственного отношения к творческому процессу, а также авторского видения в отображении действительности. Возникновение и проявление эмоций в изобразительной деятельности зависят, как отмечалось ранее, от множества факторов. Поэтому необходимо иметь в виду, что изобразительная форма связана с определенным содержанием, которое должно вызывать эмоциональный отклик у зрителя. А это возможно, как утверждает реалистическая школа живописи, лишь при условии восприятия формы в качестве материальной основы определенного содержания. Однако позволим себе несколько не согласиться. Специфическая область эмоций в основном зависит от степени подготовленности зрителя к восприятию произведения, а восприятие произведения изобразительного искусства предполагает определенную степень понимания его языка.
Речь идет об эмоциях другого вида — переданных с помощью не предметных, а формальных символов, созданных воображением художника. «Эмоциональное впечатление, производимое в результате этого, определяется не сюжетом образа самим по себе, а той гармонией, которая связана с сюжетом» . Это может быть гармония иного типа — беспредметная, и с ней могут ассоциироваться иные чувства. Формальный порядок, созданный из хаоса, может вызвать эмоциональный отклик у зрителя, и чем «абстрактнее объект эмоционального отношения, тем более “абстрактные” образы требуются для его успешного кодирования» . «Беспредметная картина может быть не менее содержательной, чем сюжетная, и ее содержание определяется гармонией образа и специфическими чувствами, возбуждаемыми этой гармонией».