Выставка «Оберегая пространство» открылась в Городском центре изобразительных искусств Омска
В Городском центре изобразительных искусств 16 апреля состоялось открытие выставки «Оберегая пространство». Представили выставку знаменитые сибирские художники Геннадий Павлов и Андрей Машанов.
Проект «Оберегая пространство» символизирует прикосновение к культуре предков.
Один из древнейших оберегов пространства, окружающего нас с четырех сторон, был знак креста, который появился у древних земледельцев энеолита (крест помещен внутри солнечного круга для обозначения повсеместности его света), еще за несколько тысяч лет до возникновения христианства. Крест символизирует, жизнь, плодородие, бессмертие и материю в их единстве во многих культурно-исторических традициях. У большинства народов мира символом пространственной идеи стала орнаментальная композиция из растительных мотивов, состоящая из четырех частей. Именно это и привлекло художников Омска.
Своеродным прикосновением к культурному наследию предков стала работа Геннадия Павлова — орнамент в древнерусском стиле и цветная печатная графика авторства Андрея Машанова с использованием знаний о иконографии.
Данный проект с символическим названием «ОБЕРЕГАЯ ПРОСТРАНСТВО» стал для художников средством выражения собственных мыслей, эмоций; с помощью него они смогли поделиться своими чувствами со зрителем.
Андрей Машанов, художник-график и педагог по профессии, создает самые разнообразные работы: простые и удивительно тонкие, а также сложные, с множеством деталей. Но их объединяет элегантная и четкая манера исполнения. Используя в своем творчестве древние национальные мотивы, автор очень тактично привносит в них элементы стилизации, что придает работам современности. Грациозные, слегка вытянутые фигуры, изящная линия, исчезающая и снова появляющаяся, которая придает воздушности образам, мягкие светлые цвета или наоборот яркий колорит – эти порой противоречивые детали и есть особенностью стиля художника.
Геннадий Павлов — художник-каллиграф, дизайнер, график и педагог. Его покорил гармонической целостностью и выразительностью «плетущий орнамент», с помощью которого он отразил свои размышления в графических композициях, работах по дереву и бересте. Так он выражает свое отношение к тому древнему периоду, когда орнамент играл сначала мистическую роль оберега, а только потом — художественно-прикладную в качестве украшения.
Карандашные наброски, эскизы, рисунки, которые вначале предполагались как заготовки к будущим работам в материале — дереве и бересте, со временем были переосмыслены, доработаны художником и стали самостоятельными графическими листами, которые обошли уже не одну выставку. Но, конечно, главное направление творчества Геннадия Павлова — композиции из дерева и бересты с использованием традиционного древнерусского орнамента.
Работы Геннадия Павлова выполнены с невероятной тщательностью, благодаря чему переносят из давних веков добрые знаки и символы, теперь их тоже можно причислить к рангу оберегов. Его произведения участвовали в различных выставках, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Они хранятся в музеях и частных коллекциях разных стран: Россия, Англия, Германия, Голландия, Корея, США, Франция, Швейцария.