Особенности художественного выражения
Форма и цвет, как мы убедились ранее, воспринимаются неравнозначно. Поэтому у мастеров разных направлений имеются свои — отличительные — особенности художественного выражения. Они искали и находили различные аспекты восприятия окружающего мира. Предметы и явления этого мира служили им средствами и материалами для выражения их собственного отношения к нему. Свободу художественного творчества они понимали как свободу поиска новых, преимущественно формальных, средств выражения. Это можно отнести к представителям различных направлений в искусстве начала XX в.
Так, в произведениях экспрессионистов хаос мира выражался в виде деформации предметов и явлений. Они стремились сделать видимыми чувства и пытались передать свое ощущение ритма жизни движением, колоритом и соотношением форм. Эти ощущения, впечатления и чувства они доносили до зрителя с предельной выразительностью и экспрессивностью. Представители этой группы придерживались социальной тематики и не отступали от принципов фигуративного искусства. Образ незащищенного, слабого человека выражался посредством цвета, а предметы внешнего мира — жестким графическим рисунком, обычно черным. Такой прием противопоставления жестких графических форм мягким цветовым формам позволял концентрировать внимание зрителя на образе незащищенной, ранимой личности человека. В произведениях экспрессионистов всегда ощущается единство формы и содержания.
Представитель группы «Новый союз художников Мюнхена» Ф. Марк писал преимущественно животных, в изображении которых искал скрытую сущность явлений. Он стремился достичь заметного и выразительного отличия изображения за счет изменения цвета, не присущего изображаемому объекту, а также его деформации, что привело художника к абстрактному цвету в живописи. Духовный руководитель группы В. Кандинский склонялся к абстракции. В 1910 г. им была создана первая абстрактная картина, представлявшая собой произвольное сочетание форм и цветовых пятен.