Творчество для рисовальщика
Творчество в любой сфере художественной деятельности представляет собой процесс изменения старой формы и поиска содержательно новой. Творчество для рисовальщика, живописца, скульптора, архитектора, музыканта немыслимо без мастерства, которое означает максимально возможный уровень владения и свободы выражения своего ремесла профессиональными средствами. В связи с этим хочется напомнить слова из манифеста, написанные основателем школы «Баухауз» в Веймаре Вальтером Гропиусом: «Архитекторы, скульпторы, художники — все мы должны вернуться к ремеслу. Ибо “искусства по призванию” не существует. Между художником и ремесленником нет коренных различий… Давайте же образуем новый цех ремесленников без разделяющей на классы надменности, стремящейся возвести высокомерную стену между ремесленниками и художниками!» Это требование единства развития искусства и высокого профессионального ремесла и сегодня звучит актуально. Но есть и другие мнения. Например, известный педагог Д. Кардовский сознательно отделял ремесло от творчества. Он учил ремеслу, полагая, что технике можно научить каждого. Относительно композиционного творчества и художественного мышления он считал, что это дело дарования, которое должно развиваться сугубо индивидуально.
Художественное мышление всегда связано с творческим преобразованием и формированием изобразительного материала. Оно направлено на практическое выявление закономерных, гармонических взаимосвязей объекта. Известный психолог Л. Выготский утверждал, что мышление развивается в зависимости от интересов и потребностей человека.
Под Художественным мышлением Понимается умение сочинять композицию, выбирать из различных вариантов нужное решение, основываясь на субъективных ощущениях и восприимчивости, которая может колебаться в границах нормальных физиологических ощущений человека, включая и крайние проявления — от депрессии до эйфории. Здесь можно сослаться на самобытного американского художника Д. Поллока, прославившегося капельной техникой письма. В процессе обдумывания конечного результата картины он подолгу просиживал перед чистым холстом, постепенно впадая в состояние депрессии, а затем совершенно неожиданно, достигнув состояния одухотворенного экстаза, быстро заканчивал работу над своими монументальными картинами.