Творческая деятельность
Если результатом творческой деятельности является кодирование не только изображения, но и эмоциональных чувств художника, то художественное восприятие — это своего рода дешифровка, принимающая форму сопереживания зрителя. Но сопереживание не всегда прямо воспроизводит эмоции, испытываемые другим человеком. Это происходит лишь в том случае, когда мы разделяем повод для этих эмоций.
Итак, для того чтобы художественная информация была передана и принята, необходим одинаковый код, понятный обоим — и художнику, и зрителю. Образы, возникающие в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются. На основе полученной информации в сознании зрителя зарождаются мысли и образы.
Художественные произведения разной стилистической направленности — от натурализма до авангардизма — демонстрируют нам неограниченные возможности творческого самовыражения личности художника. Любой код, несущий информацию, является материальным знаком, имеющим определенное значение. А живопись как изобразительный язык не может существовать без знаков. Например, кубисты через совокупность простых геометрических фигур пытались передавать сложность жизненных впечатлений. Визуальные качества формы упрощались за счет ее геометризации, расчленения формы на части и последующего усложнения в виде нового синтеза формообразования. Импрессионисты использовали систему цветных точек, дающих на расстоянии изображение. Авторская позиция предопределяет характер отражения действительности, в силу чего создается новая реальность, не имеющая ничего общего с копией или зеркальным подобием. «Всякое художественное произведение, в том числе и изображение, условно. Узнаваемость может быть “имитационной” или “ассоциативной”», — отмечал А. К. Буров.